Они (Us), 2019 — психологический хоррор Джордана Пила о двойниках, социальном неравенстве и скрытой стороне личности.
- Режиссер: Джордан Пил
- Жанр: хоррор, триллер
- В ролях: Лупита Нионго, Уинстон Дьюк, Шахади Райт Джозеф, Эван Алекс, Элизабет Мосс
- Длительность: ~116 минут
- Где и когда: США, Санта-Крус; важные события в 1986 и в наши дни
- Ключевые символы: зеркала, кролики, красные комбинезоны, «Hands Across America»
Сюжет и герои
В 1986 году девочка по имени Адилейд теряется в парке аттракционов Санта-Круса и заходит в «комнату зеркал». Там она встречает своего точного двойника. Событие травмирует ее, и семья замечает, что девочка стала молчаливой и замкнутой.
Спустя годы взрослая Адилейд Уилсон (Лупита Нионго) приезжает на отдых к морю с мужем Гейбом (Уинстон Дьюк) и детьми — подростком Зорой и младшим Джейсоном. Ночью к их дому подходят четверо молчаливых людей в красных комбинезонах — это «Привязанные» (Tethered): двойники каждого члена семьи. У Адилейд — зловещая Ред (тоже Лупита Нионго), у Гейба — силач Абрахам, у Зоры — молниеносная Умбре, у Джейсона — мальчик Плуто в маске, помешанный на огне.
Ред говорит хриплым голосом и объясняет, что они — «теневая» часть людей, обреченная жить под землей и повторять их движения. Ночью ее «народ» восстает, проникает на поверхность и устраивает масштабную акцию, выстраиваясь в цепочку по образцу благотворительной акции 1986 года — «Hands Across America».
Семье Уилсонов удается отразить первую атаку и они бегут к дому друзей — семьи Тайлеров (Китти и Джош). Но там уже побывали двойники: Тайлеры убиты. В итоге Адилейд сталкивается лицом к лицу с Ред в подземном комплексе, полном кроликов и пустых коридоров. Здесь раскрывается тайна происхождения «Привязанных» и прошлое самой Адилейд.
Смысл фильма простыми словами
«Они» — это зеркальная притча о том, что у каждого человека есть «темная» сторона и что общество создает своих «теней» — тех, кто оказался внизу и живет хуже, но невидим для остальных. Монстр в фильме — не нечто внешнее, а мы сами, наша другая половина. Буквально: у каждого героя есть двойник. Метафорически: у каждого благополучия есть цена — чья-то невидимая работа, боль и ущемление.
Название «Us» играет сразу в двух плоскостях: «мы» как общество и US = U.S. — Соединенные Штаты. Цепочка людей в красном — цитата на «Hands Across America», когда добрые намерения и «символический жест» не решают реальных проблем. Фильм напоминает: если игнорировать «тех внизу», они рано или поздно постучатся в дверь.
С другой стороны, это история личности: Адилейд и Ред — две жизни, которые могли бы случиться с одним и тем же человеком, в зависимости от обстоятельств. Как мы выбираем, кем быть, и что скрываем даже от самых близких?
Концовка и объяснение
В финале Адилейд спускается в подземелье и находит гигантский заброшенный комплекс: ряды коридоров, клетки с кроликами, пустые классы. Ред рассказывает, что когда-то существовал правительственный эксперимент — создавали клонов, чтобы управлять людьми на поверхности. Эксперимент забросили, клонов оставили. Они жили в подземье, питались кроликами и были «привязаны» к оригиналам, повторяя их поступки, но без свободы воли. Ред — единственная среди них, кто говорит, потому что она не клон.
Сражение Адилейд и Ред происходит словно танец-зеркало: каждая предугадывает движения другой. Адилейд побеждает, пронзая Ред. После этого она забирает Джейсона, и семья уезжает на карете скорой помощи, внизу по склонам уже выстроились «Привязанные», держась за руки — их «акция» охватывает страну, в небе кружат вертолеты новостей. Казалось бы — победа, но в этот момент фильм раскрывает главный твист.
Флэшбек показывает, что в 1986-м настоящую Адилейд в комнате зеркал схватила ее двойница. Девочка-двойник задушила ее до потери сознания, затащила в подземелье и поменялась местами: на поверхность вышла клон (нынешняя «наша» Адилейд), а настоящая девочка осталась внизу и превратилась в Ред. Отсюда хрип Ред (травма горла) и умение говорить — она единственная «там», кто родом сверху. Именно поэтому Ред смогла поднять «Привязанных» на восстание: у нее была память о жизни на поверхности и идея символической акции Hands Across America как детское воспоминание-помешательство.
Сверху | Снизу |
---|---|
Адилейд (на самом деле клон, занявший место девочки) | Ред (на самом деле настоящая девочка, похищенная в детстве) |
Учится говорить, жить, «становится человеком», создает семью | Живет в кошмаре подземелья, сохраняет память, готовит восстание |
Защищает свою семью любой ценой | Требует признания существования «теней», выбирает радикальный путь |
Самый тонкий штрих — реакция Джейсона. Он видел, как мать дерется, рычит и становится «другой». В машине он смотрит на Адилейд, она встречает взгляд, и он натягивает маску. Это негромкое признание: мальчик понял правду и принял ее — он сохранит секрет, но теперь знает, что «добрая мама» и «монстр» — две стороны одного человека. 🤫
- Почему Плуто погиб, отступая в огонь? У «Привязанных» есть зеркальность действий; Джейсон использует это, пятясь назад и «ведя» двойника в ловушку. 🪞
- Зачем кролики? Это и пища для клонов, и образ бесконечного размножения/эксперимента, и символ лабораторных животных.
- Что значит цепь людей в красном? Это знак, что «теней» много и они — по всей стране. Ирония: жест милосердия 80-х превращен в жуткий манифест невидимых.
Итак, концовка объясняет, что история — не о нападении «чужих», а о возврате долгого долга. «Привязанные» — это обратная сторона благополучной Америки, а ровно как и персонажей. Твист с подменой не просто шокирует — он заставляет пересобрать мораль: «наша» Адилейд стала «человеком» благодаря шансам, которых не было у другой. Вопрос, который оставляет Пил: что мы сделали бы на ее месте и сколько «теней» мы готовы не замечать, пока они не выйдут на свет?